Статья 16215

Название статьи

                   ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ                      БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Авторы

Повшедная Фаина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра общей и социальной педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1), povshedfv@yandex.ru
Лебедева Оксана Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра классической и практической психологии, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1), lebedeva-oksana.nn@yandex.ru

Индекс УДК

378

Аннотация

Актуальность и цели. Разработка и внедрение концепции непрерывного и многоуровневого образования студентов с помощью реализации компетентностного подхода предполагает выявление смыслообразующих основ инновационного моделирования взаимодействия преподавателей и студентов в образовательной среде вуза на основе реализации основ профессиональной культуры. Это возможно в случае реализации принципов, составляющих основу процесса проявления будущим специалистом профессиональных умений в качестве основного признака готовности к деятельности в образовательной среде вуза. К ним можно отнести принципы: профессиональной направленности, мотивационно-ценностного обеспечения учебного процесса. Это предполагает необходимость рассмотрения процесса смыслообразующего развития профессиональной культуры и профессиональной компетентности студентов в качестве новой системы, определяющей развитие отечественного образования и требующей разработки модели ее целостной реализации. Целью исследования является концептуальное обоснование и разработка модели развития профессиональной культуры и профессиональной компетентности студентов в образовательной среде вуза на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки.
Материалы и методы. В процессе разработки концепции и модели развития профессиональной культуры и профессиональной компетентности студентов в образовательной среде вуза на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки особое внимание необходимо уделять понятиям, составляющим тезаурус концептуального обоснования исследуемого процесса. Например, понятийный ряд академика Е. В. Бондаревской. Составляющими основу реализации модели принципами взаимодействия участников образовательного процесса вуза являются: принцип целостности отношений; принцип личностно-деятельностного характера взаимодействия преподавателей и студентов, изложенные в исследованиях Е. Н. Дмитриевой и А. К. Марковой. Познать смысл понятий «культра» и «компетентность» – значит прежде всего изучить их коммуникационную основу – внутренние и внешние связи. Наиболее удачный вариант их классификации был предложен В. Н. Введенским, В. А. Сластениным, И. Ф. Исаевым, Е. Н. Шияновым.
Результаты. В ходе исследования установлено содержание процесса развития профессиональной культуры и профессиональной компетентности студентов в образовательной среде вуза на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки. Он представляет собой совокупность действий студентов по самооцениванию собственных способностей и личностных ориентаций, действий по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действий по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки. В содержание активного мотивационно обозначенного стремления студентов к формированию профессиональных умений входят процессы самопознания, самооценивания и саморазвития в процессе самореализации.
Выводы. Становление технологии развития профессиональной культуры и профессиональной компетентности студентов в образовательной среде вуза на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки взаимосвязано с готовностью его участников соотносить личностные интересы и потребности в определенном качестве познавательной деятельности с общественной значимостью качества профессиональной подготовки выпускников вузов. Эффективность этого взаимодействия основывается на готовности вуза к системно-деятельностному развитию профессиональных умений студентов в образовательной среде.

Ключевые слова

образование, недели развития, профессиональная культура, профессиональная компетентность.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Полупанова, Е. Г. Инновации в педагогическом образовании на Западе / Е. Г. Полупанова // Педагогика. – 2007. – № 8.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом Российской Федерации № Пр-271 от 4 февраля 2010 г.). – URL: base.garant.ru.
3. Писарева, С. А. Разработка понятия «компетентность» в диссертационных исследованиях по педагогике / С. А. Писарева // Академические чтения. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – Вып. 3: Теория и практика модернизации отечественного образования.
4. Семикин, В. В. Психологическая культура в образовании человека/В. В. Семикин.–СПб.:Речь,2002.
5. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. – 2003. – № 10.
6. Сорокина, Т. М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания / Т. М. Сорокина // Начальная школа. – 2004. – № 2.
7. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. – М. : Высшая школа, 1990.
8. Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова // Советская педагогика. – 1990. – № 8.
9. Бондаревская, Е. В. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов : моногр. / Е. В. Бондаревская. – Ростов н/Д : Булат, 2010.
10. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2007.
11. Дмитриева, Е. Н. Личностный подход в контексте совершенствования профессиональной подготовки учителя / Е. Н. Дмитриева // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы : материалы науч.-практ. конф. (21 апреля 2010 г.) / редкол.: В. А. Кручинин и др. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2010.

 

Дата создания: 06.08.2015 10:15
Дата обновления: 23.10.2015 13:47